Новый миграционный режим в РФ, 2020-2021 гг.

В конце 2020 г. МВД России представила новую редакцию концепции проекта нормативного правового акта (федерального закона) в сфере миграции (ред. от 9 ноября 2020 г.), реализация отдельных положений которого уже осуществлена.
В целом законопроект нацелен на повышение миграционных стандартов и укрепление двух оснований нового миграционного режима: упрощение процедур легализации в РФ при усиленном надзоре за всей сферой. Как итог, для желательных групп иностранных граждан российское законодательство смягчается, для прочих – ужесточается. Законодатель предлагает два инструмента для решения этой задачи: максимальная цифровизация всех процессов, связанных с внешней миграцией, и ее полное подчинение МВД РФ (централизованное управление).
Еще в поручениях президента РФ (от 6 марта 2020 г.) была предложена двухуровневая система миграционных статусов с исключением ступени «временное проживание»:
— долгосрочное пребывание (более 90 дней)
— постоянное проживание (ВНЖ)

Авторы законопроекта (от 9 ноября 2020 г.) включили в систему третий статус «краткосрочное пребывание» (до 90 дней суммарно в течение года). Ступень позволит продлевать срок нахождения в РФ при «уважительных причинах», а также на 30 дней для оформления долгосрочного пребывания в целях осуществления трудовой деятельности
Вместе с тем, предлагается ввести единый срок постановки на учет для всех иностранных граждан по месту пребывания в стране в течение 30 дней с момента въезда. После 30 дней иностранец в РФ обязан пройти дактилоскопию +фото.

Обновлению подлежит и режим долгосрочного пребывания в РФ, в том числе для иностранных рабочих и студентов (безвизовый порядок). Условия получения данного статуса при отсутствии ограничений пребывания в РФ и судимости – наличие профиля в государственной информационной системе (с предоставлением биометрии); результатов медицинского освидетельствования; единого электронного документа, с персональными данными (ID-карты); полиса ДМС и подписанного «Соглашения о лояльности».
Предлагается и отмена ряда внутренних миграционных барьеров для трудовых мигрантов:
— Изменение цели въезда в страну без выезда за границы РФ (платная услуга)
— Возможность осуществлять трудовую деятельность на территории разных субъектов РФ
— Распространение режима долгосрочного пребывания на членов семей иностранных рабочих из стран ЕАЭС, а также иностранных рабочих, имеющих статус постоянного проживания в РФ, что позволит их родственникам учиться или работать в России без дополнительных оснований
— Возможность работать в качестве как самозанятого, так и предприниматели без образования юр. лица.

Второй вектор миграционного курса – усиление контроля над внешней миграцией с помощью цифровизации процессов. Программа цифровизации предполагает создание:
1. Государственной информационной платформы (на базе существующих электронных ресурсов) для внесения данных обо всех въезжающих и выезжающих из РФ иностранных гражданах
2. Информационной системы для внесения данных по трудовой миграции

Из текста законопроекта следует, что основное назначение государственной информационной платформы:
— сбор персональных данных об иностранных гражданах, пересекающих границы РФ
— формирование единой межведомственной статистики по внешней миграции с возможностью платного доступа к ее данным
— предоставление иностранным гражданам государственных услуг онлайн

Оператором платформы станет МВД России, территориальные органы которого будут на основе полученных персональных данных выдавать иностранным гражданам ID-карты (срок действия – 10 лет).
Возобновление ID-карты (после года отсутствия обладателя на территории РФ) потребует повторной биометрической идентификации и медицинского освидетельствования. Замена и внесение изменений будет осуществляться платно.
Субъекты РФ смогут определять организации, уполномоченные координировать на региональном уровне обеспечение качества государственных данных, передаваемых в единую платформу.

В области внешней трудовой миграции авторы законопроекта предлагают создание системы двух электронных реестров (работодатель – иностранный рабочий), которая позволит:
— охватить все трудовые отношения (кроме найма граждан ЕАЭС)
— анализировать и регулировать ситуацию на российском рынке труда
— проверять работодателей при участии органов МВД, ФНС, ПФР, Роструда и ФСБ РФ
— создать реестр недобросовестных приглашающих лиц, привлеченных к уголовной или административной ответственности за нарушение миграционного законодательства
— заменить выдачу разрешения на работу записью в реестровом личном кабинете иностранного рабочего

Одновременно предполагается централизация в управлении миграционными процессами. Законопроект предлагает:
— ликвидировать миграционную карту в пользу передачи сведений о пересечении границы РФ в реальном времени (от ПС ФСБ РФ – МВД РФ). Проводить бесконтактное сканирование отпечатков пальцев с проверкой по учету МВД и ФСБ РФ, а также дактилоскопию
— проводить до въезда на территорию РФ биометрическую регистрацию +фото, а также медицинское освидетельствование
— обязать иностранных граждан подписывать соглашение о соблюдении Конституции и законодательства РФ. Данная процедура станет основанием считать иностранного гражданина полностью проинформированным о своих правах и обязанностях на территории России, а также основанием для его наказания в случае нарушений.

Таким образом законопроект в целом следует перечню поручений президента РФ и закладывает основы нового миграционного режима, преобразуя систему барьеров.
1. Ключевой пункт – создание внешнего «миграционного фронтира» для проведения государственными органами (МВД, МИД РФ) подготовительных и бюрократических процедур за пределами государства. На предварительном этапе иностранный гражданин (визовый и безвизовый порядок) сможет пройти курс русского языка и оформить полный пакет необходимых документов. Как результат, на территории России у него пропадет необходимость обращаться к любым посредникам (как нелегальным, так и легальным) для получения услуг по документационному или правовому сопровождению. Посредники соответственно лишатся возможности предоставлять услуги, которые можно будет получить онлайн.
Для поддержания формата организованной трудовой миграции (по соглашениям с правительствами Узбекистана и Таджикистана) и удовлетворения нужд отдельных отраслей российской экономики (строительство, с/х) предусмотрен режим «краткосрочного пребывания». Он позволит оперативно набирать иностранных рабочих на 90 дней в соответствии с минимальными требованиями (без мед. освидетельствования, ID-карты) и с опцией продления режима при «уважительных причинах».
2. Положение иностранного гражданина на территории России станет свободнее (передвижение по стране в личных и деловых целях, ведение предпринимательской деятельности, семейное проживание).
Все нацелено на то, чтобы представители приоритетных миграционных групп, соответствующие требованиям, были заинтересованы в долгосрочном пребывании в РФ, мотивированы к оформлению ВНЖ и в будущем – российского гражданства. Такой подход должен в краткие сроки решить демографическую проблему и повысить рождаемость. Аргумент в пользу данного сценария таков: те материально-бытовые реалии, которые россияне воспринимают как препятствие к созданию семьи, для большинства иностранных граждан – вполне привлекательны. Это касается не только трудовых мигрантов, но и других приоритетных миграционных групп.
Нововведения должны сохранить в стране и часть выводимых иностранными рабочими за рубеж транзакционных денежных средств, которые могут стать дополнительным источником финансирования всей миграционной реформы.
3. Усиление контроля над внешней миграцией предполагает, что все операции проводят государственные органы на базе государственных информационных ресурсов. Это повысит нагрузку на весь госаппарат РФ. При этом централизация в управлении данной сферой возлагает основной груз обязательств на МВД РФ.
Концепция предписывает соответствующие инфраструктурные решения, как укрепление вертикали МВД РФ, увеличение штата наряду с его материальным обеспечением и т. д. Кроме того, прописаны возможности оказания содействия территориальным органам МВД РФ при предоставлении государственных слуг (управление информационными данными, проведение дактилоскопии, фото). Содействие будут оказывать организации, подведомственные МВД РФ или уполномоченные субъектом РФ.
Следует иметь ввиду, что МВД РФ на протяжении последних лет испытывает финансовые и кадровые трудности с текущим функционалом, в том числе в области обеспечения миграционных процессов. На проблемы указывает серия дел в отношении руководства региональных ФГУП МВД РФ. Злоупотребления возникали при предоставлении иностранным гражданам бесплатной государственной услуги по оформлению патентов на работу.
В этой связи выявляется угроза напряженности, особенно в ситуациях, связанных с извлечением МВД РФ прибыли в соответствии с положениями законопроекта: при возобновлении действия или внесении изменений в ID-карты иностранных граждан, обеспечении платного доступа к данным государственной информационной платформы.
4. Положения, требующие проработки.
В части введения «Соглашения о лояльности» не определен алгоритм разъяснения иностранным гражданам Конституции РФ, которую знает далеко не каждый россиянин. Кроме того, обязанность соблюдать законодательство РФ и без данного положения распространяется на всех граждан, прибывающих в Россию.
Проверка электронного реестра работодателей. Проверку производят органы МВД, ФНС, ПФР, Роструда и ФСБ РФ, что исключает оперативность процедуры, а также создает чрезмерные административные барьеры.
Использование порталов государственных услуг. В поручениях президента РФ отмечена необходимость обучения личного состава миграционных подразделений МВД РФ обращению с техническими средствами для обеспечения требований нового законодательства. Однако не указано, как планируется проводить обучение кадров.
Кроме того, как представляется, подобная подготовка (на уровне ознакомления с технической частью) в том или ином виде понадобится и для иностранных граждан.
Реестр недобросовестных приглашающих лиц. Во-первых, возможность оформления для иностранных граждан многих государств электронной российской визы исключает наличие приглашающей стороны. Отсутствует она и в случае с въездом по безвизовому порядку – таких мигрантов в России большинство.
Во-вторых, при нарушении приглашенным иностранным гражданином цели въезда в указанный реестр попадет и приглашающая сторона, что повлечет негативные последствия в первую очередь для бизнеса.
Роль экспертного сообщества в реализации миграционной политики. С одной стороны, в законопроекте речь идет о необходимости всестороннего информационно-аналитического сопровождения миграционной реформы. С другой стороны, о привлечении российских научно-исследовательских центров, институтов гражданского общества в тексе документа не сказано.
Перечисленные аспекты создают угрозу формального исполнения отдельных положений законопроекта.

Очевидно, новый миграционный режим потребует масштабных инфраструктурных изменений в государственных органах РФ и значительных финансовых вливаний, что ставит вопрос о реальных сроках его воплощения.
Если цифровизация миграционных процессов актуальна и неизбежна в виду развития информационной среды, то разрастание Левиафана и расширение компетенций МВД представляется мало оправданным.
Централизация осмысленна на этапе приведения к единообразию всей межведомственной статистики, тогда как в остальном нагрузка на МВД чрезмерна. Это – фактор риска, который может привести к возникновению коррупционных схем в наиболее слабых местах нового миграционного режима.
Вместе с тем, разносторонность компетенций, возлагаемых на МВД РФ предполагает неизбежное привлечение к реализации отдельных положений законопроекта негосударственных организаций.