Локдаун и трудовая миграция в России

Источник фото: ru.freepik.com

Коронавирусные ограничения 2020–2021 гг. меняют привычное устройство российского рынка труда. К примеру, cтроительные компании, привлекающие иностранную рабочую силу, вынуждены справляться с серьезными кадровыми проблемами. Мерой поддержки отраслей реального сектора является развитие организованных форм внешней трудовой миграции в Россию. На государственном уровне внедряется механизм целевого трансфера, который при закрытых границах позволяет крупным подрядчикам официально нанимать специалистов-нерезидентов.

Известная дилемма

Мировой кризис накалил дискуссию о способах замены человеческих трудовых ресурсов, которые не имеют полноценной альтернативы. Особенное звучание тема приобрела в России, где введенный с марта 2020 г. локдаун воспрепятствовал сезонному въезду в страну десятков тысяч иностранных рабочих из Центрально- Азиатского региона. Произошло сжатие рынка труда, который подпитывал наряду со сферой услуг сельскохозяйственную и строительную отрасли РФ.

Сначала сложилось впечатление, что российский бизнес пребывает в роли безучастного наблюдателя за кризисом. Однако пандемия обескуражила далеко не всех. Уже в апреле 2020 г., когда неопределенность оставалась высокой, в ГК  «Аксиома», помогающую иностранным гражданам с оформлением легального статуса на территории России, обратились несколько крупных строительных компаний, которые пользовались возможностями целевого трансфера для найма рабочих из Узбекистана.

На тот момент полная замена нерезидентов на стройках российскими специалистами представлялась утопией. Не рассматривают подобный вариант на ближайшую перспективу и сегодня. Помимо необходимости искать дополнительные средства на увеличение фонда оплаты труда сказывается зависимость масштабных строительных проектов от сотен сформированных бригад. Оперативно нанять сопоставимое количество россиян крайне сложно из-за особенностей регионального рекрутинга и поиска индивидуального подхода к каждому кандидату.

После строительной паузы, с возвращением предприятий к повседневной деятельности, обнаружилась колоссальная нехватка разнорабочих из Узбекистана. Сегодня это подтверждают открытые данные МВД России. За январь — март 2020 г. в Россию с целью трудоустройства прибыло на 3,5% меньше узбекских граждан, чем за аналогичный период 2019 г. За январь — июнь 2020 г. их количество сократилось уже на 48%.

При подборе кадров на российском рынке труда встает и вопрос квалификации. Для рабочих из Узбекистана строительная отрасль остается одним из главных источников дохода. Стабильный стаж на позициях низкой квалификации как в России, так и на стройках в родной стране у этих работников постепенно перерастает в опыт. Для россиян же вакансия штукатура, каменщика или бетонщика является временной. Это либо промежуточная ступень в карьере, либо эпизодическая сезонная подработка, что неизменно отражается на профессиональной мотивации.

Организованная миграция в нюансах

Вызванное недостатком рабочих рук затишье в строительной отрасли угрожало разрывом целого ряда производственных цепочек в сопряженных отраслях экономики. Возникла опасность нарушения темпов и объемов строительства, установленных Президентом России (Указ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»).

В центре внимания оказались крупнейшие инфраструктурные и промышленные проекты, особенно в Амурской и Мурманской областях. В их интересах был выдвинут ряд предложений, являвшихся, так или иначе, вариациями на тему «трудового десанта». Речь шла об открытии миграционного канала строго под заявленное число вакансий на основе полного контроля за передвижениями иностранных граждан. Ориентиром служило межправительственное Соглашение Российской Федерации и Республики Узбекистан об организованном наборе узбекских рабочих для осуществления временной трудовой деятельности на территории России от 5 апреля 2017 г. На базе его положений в 2020 г. сформировалась концепция целевого трансфера. Данный механизм включает коллективный въезд иностранных рабочих, их обязательную двухнедельную самоизоляцию, медицинское освидетельствование и оформление пакета разрешительных документов в период проживания в так называемых обсервациях. Далее нерезидентов направляют на стройки с вахтовым режимом.

Максимальное ограничение контактов трудового мигранта на территории России создает непростую ситуацию с обязательным для гражданина Узбекистана патентом на работу. Для его получения необходимо помимо прохождения бюрократических процедур сдать в соответствии с законодательством комплексный государственный экзамен. В реалиях пандемии это сложная задача, которая подразумевает четкое понимание правового регулирования всей системы и координацию большого количества действующих лиц.

Любая ошибка на стадии прохождения комплексного экзамена затягивает срок выдачи государственного сертификата, а следовательно, и оформление патента, не говоря уже о негативном влиянии на экзаменуемого, который и без того испытывает 32 Business Excellence № 5 ‘ 2021 сильный стресс. Кроме того, сложные административные барьеры зачастую становятся трамплинами для мошеннических авантюр.

Как итог, специфика обеспечения целевого трансфера требует участия в механизме крупного оператора миграционных услуг, способного решить комплекс организационных задач с учетом новой гуманитарной, экономической и транспортной обстановки.

Картина в цифрах

Роль целевого трансфера в балансе российского рынка труда и развитии строительной отрасли в период локдауна отчасти отражает официальная статистика. Согласно данным МВД России, если в общероссийском масштабе число иностранных граждан, въехавших в 2020 г. с целью трудоустройства, оказалось на 57% меньше, чем в 2019 г., то по Амурской обл. годовая отрицательная динамика составила 33,4%, а по Мурманской обл., которая традиционно не является центром притяжения внешних миграционных потоков, всего 0,5%.

Эти цифры коррелируют с данными территориальных органов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по объему выполненных за 2020 г. строительных работ. Как наглядно демонстрируют помесячные показатели, после апрельского спада, спровоцированного введением строгих санитарных ограничений, последовало постепенное восстановление. Цифры по Москве, Свердловской и Амурской обл. начали расти с мая, по Ростовской — с июня, по Мурманской — с июля. Однако уровень 2019 г. удалось догнать не везде.

Как следует из материалов Росстата, по итогам прошлого года рост объема строительных работ по Мурманской и Амурской обл. оказался интенсивнее, чем в среднем по стране. По Мурманской обл. показатель 2020 г. составил 121% к 2019 г., по Амурской обл. —111,3%. Для сравнения: по Москве за 2020 г. рост достиг 125,4% по отношению к 2019 г. Во многих субъектах РФ с крупными строительными проектами общий объем работ сократился: в Новосибирской обл. — до 73,7%, в Санкт- Петербурге — до 90,7%, в Ростовской обл. — до 95,2%, в Свердловской — до 97,1%.

В текущем году опыт строительной отрасли по применению целевого трансфера расширяется. На его основе разрабатывается упрощенный порядок привлечения в экономику России иностранной рабочей силы. Географию и масштаб спроса иллюстрируют данные региональных центров занятости населения (ЦЗН). По состоянию на март 2021 г. на сайтах ЦЗН размещены тысячи вакансий «пионеров» целевого трансфера, партнеров, с которыми ГК «Аксиома» налаживала работу данного механизма. Это компании с российским и иностранным учредительством и капиталом, в т. ч. входящие в сотню крупнейших мировых подрядчиков 2020 г. по версии американского журнала Engineering News- Record.

Наиболее перспективным регионом остается Амурская обл., где для реализации плановых проектов необходимо около 34 тыс. чел. различных строительных специальностей. Более 6 тыс. вакансий заявлено по Мурманской обл. и Москве. Во втором квартале 2021 г. ожидается сезонное увеличение потребности в рабочей силе.

Уроки кризиса

По итогам 2020 г. экономика России приспосабливается к изолированному национальному рынку труда, стихийное пополнение которого иностранной рабочей силой, в т. ч. нелегальной, сменилось централизованным управлением. Таковы реалии на неопределенный период локдауна.

Однако и после открытия государственных границ возвращения к прежнему устройству не произойдет. С лета 2021 г. вступают в силу утвержденные Президентом Российской Федерации изменения в миграционном законодательстве, которые нацелены на совершенствование системы регулирования и контроля всей сферы, включая процесс трудоустройства иностранных граждан на территории нашей страны. Взят курс на развитие организованных форм внешней трудовой миграции.

Таким образом, изучение опыта 2020 г. по привлечению в РФ трудовых мигрантов является одной из ключевых задач в стратегии развития российских строительных компаний. Ценные знания о решении правовых и организационных вопросов при наборе штата разнорабочих позволяют несколько рассеять общую для большинства представителей отрасли неопределенность.

Статья в журнале: Business Excellence

Источник: https://ria-stk.ru/